Викторина по книге "Винни Пух и все-все-все"
Раскраска "Осеннее настроение"
Самозатвердевающая масса для лепки своими руками
Поделки для кукол. Ягоды своими руками
Аппликация на морскую тему
Пес-гитарист из Бременских музыкантов
Нарциссы из пластилина
Гиацинты из бумаги.
Фруктовый лед своими руками
Рисуем на морской гальке
Как вырастить читающего ребенка
Давайте же разберемся как правильно заложить тот фундамент, который поможет вашим детям легко и непринужденно начать читать.
- Мой ребенок уже в четыре года читает сам детские книги.
- А моему всего три, а он уже все вывески по слогам читает!
- А моей еще только два, а она уже весь алфавит выучила!!!!
Слышали такие диалоги? И как вам?
Нет-нет, я ни секунды не сомневаюсь, что мамы говорят правду. Я сама начала читать в четыре, причем родители учили читать не меня, а моего старшего брата, которому пора было в школу, а я просто играла рядом.
Но я прекрасно понимаю, что такие "способные" дети вызывают чувство неполноценности у остальных родителей.
- Что я делаю не так? Почему мой ребенок даже не смотрит на книги и отказываются заниматься? - мучительно думают мамы и папы.
И силой тянут упирающегося малыша за стол - заниматься.
Давайте же разберемся как правильно заложить тот фундамент, который поможет вашим детям легко и непринужденно начать читать. Кстати, еще больше материалов на данную тему вы найдете на сайте https://koncpekt.ru
Для начала немного о физиологии.
Уважаемые родители, вы же не пытаетесь усадить новорожденного ребенка на стул. Почему? Да потому что у малыша еще не сформировались костная и мышечная системы. Ребенок не держит головку, не может сам повернуться...
В процессе чтения задействованы отделы головного мозга, которые отвечают за следующие умения:
- ориентироваться в пространстве;
- соотносить между собой звук и изображение;
- связно говорить на заданную тему;
- распознавать звуки;
- создавать грамматические конструкции;
- выстраивать логические последовательности;
- определять смысл высказанной речи;
- и многое-многое другое.
Если мозг ребенка не готов выполнять даже некоторые из вышеперечисленных функций, ребенок осознанно читать не начнет.
Чтение - это вершина пирамиды умений.
Посмотрите на картинку.
Вот все эти блоки-кирпичики и отвечают за легкое, "естественное" чтение. Если хотя бы одного из них нет, "пирамида умений" начинает разваливаться.
Итак.
Первый этап - это развитие фонематического слуха.
Читаем детям сами, ставим слушать аудиосказки, озвученные профессиональными актерами.
Играем в звуковые игры.
Учим произносить скороговорки и чистоговорки правильно выговаривая каждый звук.
Учим детей рифмовать. Дети обожают "нескладушки", когда слово, просящееся по рифме, оказывается неверным.
К примеру:
Белым снегом все одето,
Значит наступает .... (нет-нет, не лето, а зима).
Подобрать себе я смог
Пару варежек для … (нет, не ног, а рук).
Учим детские стихи, поем песенки, слушаем музыку.
И, конечно же, расширяем словарный запас.
Этап второй - учим буквы.
Изучение букв - это не учеба в прямом понимании слова, а игра.
Ш.А. Амонашвили в одной из своих книг описывает эпизод, когда он со своими учениками-шестилетками, только пришедшими в школу, гулял в парке, где они увидели огромного жука. Шалва Александрович нарисовал на земле букву Ж и стал с детьми жужжать как жук.
Через несколько недель на уроке дети стали изучать букву Ж. И оказалось, что все дети ее помнят и знают.
Поэтому лепите буквы из пластилина, раскрашивайте картинки с изображением букв, вырезайте буквы из цветной бумаги, находите знакомые буквы на вывесках во время прогулок, выкладывайте овощи на тарелку в виде букв и так далее, и тому подобное.
Распечатайте большой плакат с алфавитом в виде контурных букв и после изучения очередной бувы закрашивайте соответствующую ей на плакате.
Вы даже не заметите, как быстро и легко ребенок выучит все буквы.
Только не надо на этом этапе заставлять малыша "читать".
Знать буквы и даже уметь складывать их в слова, еще не означает читать.
Поиграйте с ребенком в ПОСЛАНИЯ. Пусть ребенок напишет, что хочет на обед или куда лучше сходить на выходные. Пусть это будет одно слово ЦИРК или КОНФЕТЫ. Или вот так, как на фотографии.
После изучения букв наступает период "технического чтения". Ребенок может читать отдельные слова, даже небольшие предложения, но не улавливает смысл прочитанного. Слишком много детских силенок уходит на соединение букв в слова.
Не торопите, пусть нарабатывает технику чтения.
Этап третий - осознанное чтение
Ваш ребенок научился читать? Не расслабляйтесь! Научится читать мало, ребенок должен полюбить чтение и с удовольствием читать самостоятельно книги, рассчитанные на его возраст.
Если вы выстроили все кирпичики пирамиды чтения, это обязательно случится.
Возьмите за правило при вечернем чтении детям давать им самим прочитывать пару предложений.
Потом читайте по очереди - абзац вы, абзац ребенок.
В какой-то момент можно предложить дочитать до конца сказки или рассказа самостоятельно.
Но даже если ваш ребенок стал читать по вечерам самостоятельно, не лишайте его удовольствия от вечернего общения с вами. Читайте ему тоже и пусть он читает вам.